Итоги конкурсов
Всероссийский конкурс «Читающая мама – читающая страна»
Проект реализуется в контексте Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2017 г. № 1155-р, и Концепции развития школьных информационно-библиотечных центров, утвержденной приказом Минобрнауки России от 15 июня 2016 г. № 715, разработанной в рамках реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р).
Организатор Конкурса - Министерство образования и науки Российской Федерации.
Во Всероссийском конкурсе «Читающая мама – читающая страна» приняло участие 1148 конкурсантов: мам и детей, школьных библиотекарей, библиотекарей детских библиотек, воспитателей детских садов, учителей, «болеющих» проблемой читающей семьи.
Широко представлена в адресах конкурсантов вся география России, её регионы, края, округа и автономные республики. Порадовало и то, что в конкурсе участвовали представители стран ближнего зарубежья: Белоруссии, Украины и Донецкой Народной Республики. Самыми активными регионами, приславшими наибольшее количество работ, стали: Вологодская область (20), Краснодарский край (39), Красноярский край (51), Курская область (103), Липецкая область (20), Москва (48), Нижегородская область (56), Республика Башкортостан (21), Самарская область (38), Санкт-Петербург (24), Свердловская область (33), Ставропольский край (80), Тюменская область (136), Удмуртская Республика (41), Челябинская область (37), Чувашская республика (29). Номинация «Лучшая творческая работа, произведение, написанное мамой» Самое привлекательное в этой номинации то, что она была посвящена материнской Любви – к детям, к семье, к книгам и чтению, и, в конечном итоге, – к нашей огромной и прекрасной Родине России и её людям!
В старину говорили о красноречивых и творческих людях: «От избытка сердца говорят уста». И это очень верно и сегодня, поскольку мамы – непрофессиональные писательницы и поэтессы, – пытались передать энергию и тепло своих материнских сердец в стихах и в прозе и посвятили свои работы своим детям, своим ученикам и воспитанникам, своим читателям. Сердце каждой матери переполняет любовь к своим детям. Наверное, поэтому в конкурсе так много сочинений, написанных мамами для своих ещё маленьких, дошкольного возраста, деток, в стремлении не только выразить и отразить эту любовь, но и научить, например, узнавать буквы алфавита, привлечь ребенка к чтению интересной волшебной сказкой, увлекательным рассказом, забавными смешными стихами-играми и стихами-считалками. Для подростков нашим конкурсанткам писать было уже гораздо сложнее, здесь уже необходимо было учитывать их интересы, запросы, психологические особенности, чтобы вовлечь ребят в серьёзное и большое, длинное, на всю жизнь, путешествие по «книжным морям». Тем не менее, такие отважные попытки были предприняты некоторыми авторами, и ничего, что их бурная фантазия несколько эклектична, это издержки века информации, но зато произведения в жанре фэнтези, как показывают исследования чтения, – самые популярные именно у подростков. Работы, присланные на эту номинацию Конкурса, выполнены в самых разных жанрах. Для самых маленьких это, как правило, забавные стихи с красочными картинками. Есть и прекрасные сказки для малышей в прозе. Вообще именно в жанре сказки наши авторы чувствуют себя увереннее всего, поэтому так много сказок и для малышей, и для начинающих читателей, и для тех, кто читает уже вполне самостоятельно. Это «Сказки старого камина» Анастасии Дронченко и сказки других авторов. Есть интересные повести и рассказы для подростков, например, рассказ Татьяны Решетовой «Волчья кровь», интересная, яркая проза Юлии Иваницкой в книге рассказов «Дед». Жанр драматургии – достаточно сложный, и не всякий автор, пишущий прозу, отважится написать пьесу. Но вот Анна Новикова сделала нам такой подарок, сочинив в форме пьесы Рождественскую сказку, которую можно поставить с ребятами на праздник, пьеса эта очень удалась, и если к ней ещё приложится талант режиссера-постановщика, праздник выйдет на славу! Особенно уверенно многие участники Конкурса себя проявили в жанре эссе, который нередко присутствует в конкурсах. В этих коротких зарисовках-размышлениях авторы делятся своим опытом по приучению детей к чтению, рассказывают об уютных вечерах и чтении вслух книжек для детей, вспоминают самые любимые книги, любимых авторов, библиотеки и библиотекарей, размышляют о проблемах нашего времени, связанных с увлечением, особенно у подростков, жизнью в виртуальном мире – в мире Интернета, в соцсетях и компьютерных играх, о трудностях в процессе обучения ребят качественному, вдумчивому чтению. И все сходятся здесь в одном: ничто не может заменить по степени влияния на выращивание любви к чтению этих домашних тихих вечеров с чтением любимых книг вслух. Особенно когда читает мама! В целом Конкурс в этой номинации получился очень впечатляющим и обнадеживающим, он показал главное: есть у наших мам огромная любовь к детям, к книге и чтению, есть у них огромный творческий потенциал, есть желание и стремление писать книжки, стихи, рассказы и повести для своих и других детишек. Номинация «Лучшие практики деятельности библиотек образовательных организаций по повышению родительской компетенции в области детского чтения» Большинство работ участников показали высокую профессиональную зрелость библиотекарей по всем критериям оценки работ. По мнению жюри, все работы, поступившие на конкурс, были достаточно зрелы и актуальны. Содержательность работ оказалась разная. Ряд работ представлен литературными играми для юных читателей, есть интересные обзоры литературы для детей. Более всего было представлено сценариев родительских собраний. Лучшая из лучших – работа Кристины Алексеевны Ермолаевой из Великого Новгорода (Гимназия «Гармония»). Она дала не только общий список литературы, рекомендуемой для совместного чтения детей (с 13-ти лет) и родителей, но и указала последовательность чтения: какие книги должны предшествовать, а какие предлагается читать позже. Все это дано в виде дорожных карт, сопровождаемых конкретными примерами читательских дневников и аннотаций. По итогам этой номинации наши школьные библиотекари и педагоги получат большой практический и методический материал по теме развития интереса к чтению у детей и взрослых и стимул для самообразования в этой сфере. Номинация «Лучшее видео» На конкурс были присланы и выставлены в соцсетях замечательные ролики, где мамы читают своим детям рассказы или сказки, а педагоги вместе с родителями проводят уроки внеклассного чтения: родители вместе с детьми читают стихи и прозу по захватывающей внимание ребят литературной теме. Ролики, как правило, сопровождаются классической музыкой, что усиливает их действие на зрителя и слушателя. Так, новороссийский педагог Юлия Дмитриевна Фоменко (Морской технический колледж) представила ролик подобного урока для третьеклассников по теме «Осень в русской поэзии» с подзаголовком «Воспитывать любовь к чтению русской поэзии на примере родителей; показать преемственность трех поколений: бабушки, мамы, дети – в изучении классической русской поэзии». В качестве эпиграфа к ролику взяты слова Н.И. Новикова: «Ничто не действует в младых душах детских сильнее всеобщей власти примера, а между тем всеми другими примерами ничей другой в них не впечатлевается глубже и тверже примера родителей». Ролики представляют и чтение по ролям, и театрализованные костюмированные сценки из литературных произведений, поставленные с участием детей разного возраста и родителей. Дети вместе с родителями участвуют в подготовке несложных декораций и костюмов к сценкам, и этот процесс тоже «литературный» и очень увлекательный. Номинация «Лучшая фотография» Очень интересны «дизайнерские» находки в этой номинации. Присланы и самые простые фото, где на фоне домашней библиотеки (книжных шкафов, полочек с книгами) сидят вместе мамы и дети с книгой сказок или рассказов. Есть и интересные фото с продуманным антуражем: мама читает малышу книжку, они уютно сидят на диване, прижавшись друг к другу, ноги укрыты теплым пледом, и видно, что такое препровождение вечернего времени для них привычно и очень дорого. Интересны фото, где семья расположилась на природе: это что-то вроде пикника. Дети вместе с родителями здесь не только играют в подвижные игры, но и увлеченно читают. Такие фотографии можно прокомментировать словами Инессы Николаевны Тимофеевой, известного знатока в области детского и семейного чтения: «Семейное чтение не требует от вас никаких материальных затрат, а только одного – труда вашей души, отданного ребенку».Победителями Конкурса стали: «Лучшее видео»
«Лучшая творческая работа, произведение, написанное мамой»
«Лучшие практики деятельности библиотек образовательных организаций по повышению родительской компетенции в области детского чтения»
«Лучшая фотография»
Лауреатами Конкурса стали: «Лучшее видео»
«Лучшая творческая работа, произведение, написанное мамой»
«Лучшие практики деятельности библиотек образовательных организаций по повышению родительской компетенции в области детского чтения»
«Лучшая фотография»
Сборник лучших работ Всероссийского конкурса «Читающая мама – читающая страна» Все участники Конкурса награждены дипломами, а победители и лауреаты Конкурса получит ценные призы от организаторов: экшен-камеры, книжные издания в кожаном переплете, подписку на журнал для детей «Читайка», профессиональный информационно-методический журнал «Школьная библиотека» и другие издания) Наиболее интересные работы будут публиковаться в журнале "Школьная библиотека" в течении 2018 года. Страница журнала "ШБ": http://rusla.ru/sl Пресс-служба РШБА |