Русская школьная библиотечная ассоциация
Информационный портал
Школьных библиотек России

Итоги конкурсов

Всероссийский конкурс «Читающая мама – читающая страна»

Подведены итоги Всероссийского конкурса «Читающая мама – читающая страна». Конкурс проводился в рамках общесистемных мероприятий, проводимых Министерством образования и науки Российской Федерации в 2017 году, и был направлен на популяризацию семейного чтения и повышение компетенций родителей в данной области.

Проект реализуется в контексте Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2017 г.  № 1155-р, и Концепции развития школьных информационно-библиотечных центров, утвержденной приказом Минобрнауки России от 15 июня 2016 г. № 715, разработанной в рамках реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р).


Организатор Конкурса - Министерство образования и науки Российской Федерации. 
Координатор Конкурса - Ассоциация школьных библиотекарей русского мира (РШБА). 


Во Всероссийском конкурсе «Читающая мама – читающая страна» приняло участие 1148  конкурсантов: мам и детей, школьных библиотекарей, библиотекарей детских библиотек, воспитателей детских садов, учителей, «болеющих» проблемой читающей семьи.
Широко представлена в адресах конкурсантов вся география России, её регионы, края, округа и автономные республики. Порадовало и то, что в конкурсе участвовали представители стран ближнего зарубежья: Белоруссии, Украины и Донецкой Народной Республики.

Самыми активными регионами, приславшими наибольшее количество работ, стали: Вологодская область (20), Краснодарский край (39), Красноярский край (51), Курская область (103), Липецкая область (20), Москва (48), Нижегородская область (56), Республика Башкортостан (21), Самарская область (38), Санкт-Петербург (24), Свердловская область (33), Ставропольский край (80), Тюменская область (136), Удмуртская Республика (41), Челябинская область (37), Чувашская республика (29). 

Номинация «Лучшая творческая работа, произведение, написанное мамой»
 
Самое привлекательное в этой номинации то, что она была посвящена материнской Любви – к детям, к семье, к книгам и чтению, и, в конечном итоге, – к нашей огромной и прекрасной Родине России и её людям!

В старину говорили о красноречивых и творческих людях: «От избытка сердца говорят уста». И это очень верно и сегодня, поскольку мамы – непрофессиональные писательницы и поэтессы, –  пытались передать энергию и тепло своих материнских сердец в стихах и в прозе и посвятили свои работы своим детям, своим ученикам и воспитанникам, своим читателям. Сердце каждой матери переполняет любовь к своим детям. Наверное, поэтому в конкурсе так много сочинений, написанных мамами для своих ещё маленьких, дошкольного возраста, деток, в стремлении не только выразить и отразить эту любовь, но и научить, например, узнавать буквы алфавита, привлечь ребенка к чтению интересной волшебной сказкой, увлекательным рассказом, забавными смешными стихами-играми и стихами-считалками. Для подростков нашим конкурсанткам писать было уже гораздо сложнее, здесь уже необходимо было учитывать их интересы, запросы, психологические особенности, чтобы вовлечь ребят в серьёзное и большое, длинное, на всю жизнь, путешествие по «книжным морям». Тем не менее, такие отважные попытки были предприняты некоторыми авторами, и ничего, что их бурная фантазия несколько эклектична, это издержки века информации, но зато произведения в жанре фэнтези, как показывают исследования чтения, – самые популярные именно у подростков.

Работы, присланные на эту номинацию Конкурса, выполнены в самых разных жанрах. Для самых маленьких это, как правило, забавные стихи с красочными картинками. Есть и прекрасные сказки для малышей в прозе. Вообще именно в жанре сказки наши авторы чувствуют себя увереннее всего, поэтому так много сказок и для малышей, и для начинающих  читателей, и для тех, кто читает уже вполне самостоятельно.  Это «Сказки старого камина» Анастасии Дронченко и сказки других авторов. Есть интересные повести и рассказы для подростков, например, рассказ Татьяны Решетовой «Волчья кровь», интересная, яркая  проза Юлии Иваницкой в книге рассказов «Дед».

Жанр драматургии – достаточно сложный, и не всякий автор, пишущий прозу, отважится написать пьесу. Но вот Анна Новикова сделала нам такой подарок, сочинив в форме пьесы Рождественскую сказку, которую можно поставить с ребятами на праздник, пьеса эта очень удалась, и если к ней ещё приложится талант режиссера-постановщика, праздник выйдет на славу!

Особенно уверенно многие участники Конкурса себя проявили в жанре эссе, который нередко присутствует в конкурсах. В этих коротких зарисовках-размышлениях авторы делятся  своим опытом по приучению детей к чтению, рассказывают об уютных вечерах и чтении вслух книжек для детей, вспоминают самые любимые книги, любимых авторов, библиотеки и библиотекарей, размышляют  о проблемах нашего времени, связанных с увлечением, особенно у подростков, жизнью в виртуальном мире – в мире Интернета, в соцсетях и компьютерных играх, о трудностях в процессе обучения ребят качественному, вдумчивому чтению. И все сходятся здесь в одном: ничто не может заменить по степени влияния на выращивание любви к чтению этих домашних тихих вечеров с чтением любимых книг вслух. Особенно когда читает мама! В целом Конкурс в этой номинации получился очень впечатляющим и обнадеживающим, он показал главное: есть у наших мам огромная любовь к детям, к книге и чтению, есть у них огромный творческий потенциал, есть желание и стремление писать книжки, стихи, рассказы и повести для своих и других детишек. 

Номинация «Лучшие практики деятельности библиотек образовательных организаций по повышению родительской компетенции в области детского чтения»

Большинство работ участников показали высокую профессиональную зрелость библиотекарей по всем критериям оценки работ. По мнению жюри, все работы, поступившие на конкурс, были достаточно зрелы и актуальны. Содержательность работ оказалась разная. Ряд работ представлен литературными играми для юных читателей, есть интересные обзоры литературы для детей. Более всего было представлено сценариев родительских собраний.

Лучшая из лучших – работа Кристины Алексеевны Ермолаевой из Великого Новгорода (Гимназия «Гармония»). Она дала не только общий список литературы, рекомендуемой для совместного чтения детей (с 13-ти лет) и родителей, но и указала последовательность чтения: какие книги должны предшествовать, а какие предлагается читать позже. Все это дано в виде дорожных карт, сопровождаемых конкретными примерами читательских дневников и аннотаций.

По итогам этой номинации наши школьные библиотекари и педагоги получат большой практический и методический материал по теме развития интереса к чтению у детей и взрослых и стимул для самообразования в этой сфере. 

Номинация «Лучшее видео»

На конкурс были присланы и выставлены в соцсетях замечательные ролики, где мамы читают своим детям рассказы или сказки, а педагоги вместе с родителями проводят уроки внеклассного чтения: родители вместе с детьми читают стихи и прозу по захватывающей внимание ребят литературной теме. Ролики, как правило, сопровождаются классической музыкой, что усиливает их действие на зрителя и слушателя. Так, новороссийский педагог Юлия Дмитриевна Фоменко (Морской технический колледж) представила ролик подобного урока для третьеклассников  по теме «Осень в русской поэзии» с подзаголовком «Воспитывать любовь к чтению русской поэзии на примере родителей; показать преемственность трех поколений: бабушки, мамы, дети – в изучении классической русской поэзии». В качестве эпиграфа к ролику взяты слова Н.И. Новикова: «Ничто не действует в младых душах детских сильнее всеобщей власти примера, а между тем всеми другими примерами ничей другой в них не впечатлевается глубже и тверже примера родителей».

Ролики представляют и чтение по ролям, и театрализованные костюмированные сценки из литературных произведений, поставленные с участием детей разного возраста и родителей. Дети вместе с родителями участвуют в подготовке несложных декораций и костюмов к сценкам, и  этот процесс тоже «литературный» и очень увлекательный.  

Номинация «Лучшая фотография»

Очень интересны «дизайнерские» находки в этой номинации. Присланы и самые простые фото, где на фоне домашней библиотеки (книжных шкафов, полочек с книгами) сидят вместе мамы и дети с книгой сказок или рассказов.

Есть и интересные фото с продуманным антуражем: мама читает малышу книжку, они уютно сидят на диване, прижавшись друг к другу, ноги укрыты теплым пледом, и видно, что такое препровождение вечернего времени для них привычно и очень дорого.

Интересны фото, где семья расположилась на природе: это что-то вроде пикника. Дети вместе с родителями здесь не только играют в подвижные игры, но и увлеченно читают. Такие фотографии можно прокомментировать словами Инессы Николаевны Тимофеевой, известного знатока в области детского и семейного чтения: «Семейное чтение не требует от вас никаких материальных затрат, а только одного – труда вашей души, отданного ребенку».  

Победителями Конкурса стали:

«Лучшее видео»
  • 1-е место: Глонина Ирина Андреевна, заведующая библиотекой семейного чтения Муниципального бюджетного учреждения культуры "Централизованная библиотечная система" Киржачского района Владимирская область
  • 1-е место: Шалашова Вероника Александровна, учитель начальных классов и Иванилова Светлана Владимировна заведующая библиотекой МБОУ СШ № 16, г. Красноярск Красноярский край
  • 2-е место: Румянцева Олеся Николаевна (семейная команда), Республика Хакасия, г. Абакан
  • 2-е место: Максименко Наталья Николаевна, библиотекарь МАОУ СОШ № 1, г. Гулькевичи Краснодарский край
  • 3-е место: Курбатов Борис Владимирович (семейная команда), Свердловская область, г. Екатеринбург
  • 3-е место: Толмачева Гелена Николаевна, учитель литературы, Ничаева Галина Ивановна, педагог библиотекарь и Мальцева Ксения ученица 7 класса МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7», п. Горьковский Ставропольский край
  • 3-е место: Побирухина Светлана Геннадьевна, учитель начальных классов МБОУ Междуреченская СОШ Тюменская область 

«Лучшая творческая работа, произведение, написанное мамой»
  • 1-е место: Иваницкая Юлия Викторовна, педагог по чтению в Монтессори-школе "Факультет будущего", г. Петропавловск-Камчатский, Камчатский край
  • 1-е место: Ушенина Мария Александровна, домохозяйка, Вологодская область, г. Череповец
  • 2-е место: Дронченко Анастасия Михайловна, домохозяйка, Свердловская область, г. Екатеринбург
  • 2-е место: Новикова Анна Сергеевна, домохозяйка, Республика Крым, г. Симферополь
  • 2-е место: Калашникова Тамара Анатольевна, заведующая методическим отделом МБУК "ЦБС, г. Щебекино", Белгородская область
  • 3-е место: Падалко Оксана Витальевна, кандидат социологических наук, член Совета общественных организации МО Шушары, г. Санкт-Петербург
  • 3-е место: Горохова Инна Сергеевна, мама учащихся МБОУ СОШ № 32, г. Краснодар, Краснодарский край
  • 3-е место: Решетова Татьяна Александровна, домохозяйка, Мурманская область

«Лучшие практики деятельности библиотек образовательных организаций по повышению родительской компетенции в области детского чтения»
  • 1-е место: Ермолаева Кристина Алексеевна и Цветкова Ольга Валентиновна, учителя русского языка и литературы МАОУ Гимназия "Гармония", г. Великий Новгород Новгородская область
  • 1-е место: Токмакова Елена Владимировна, заведующая библиотекой "Школы № 91", г. Нижнего Новгорода Нижегородская область
  • 2-е место: Лукина Елена Николаевна, заведующая библиотекой и Вороширина Татьяна Алексеевна, библиотекарь МОУ СОШ № 29, г. Стерлитамак, Республика Башкортостан
  • 2-е место: Дробченко Ирина Вячеславовна, заведующая библиотекой МОУ "Гимназия", г. Кириши, Ленинградская область
  • 2-е место: Валиулина Лариса Фрунзевна, директор МБОУ СОШ № 32, г. Краснодар, Краснодарский край
  • 3-е место: Воронова Ирина Владимировна, библиотекарь МБОУ СОШ № 8, г. Новый Уренгой, Ямало-Ненецкий автономный округ
  • 3-е место: Филатова Светлана Юрьевна учитель, начальных классов и Гарбузова Ольга Николаевна, педагог-библиотекарь МБОУ СОШ № 2, г. Саяногорск Республика Хакасия
  • 3-е место: Колесникова Ольга Николаевна, ведущий библиотекарь МБОУ Лицей № 5, г. Елец, Липецкая область

«Лучшая фотография»  
  • 1-е место: Коковина Светлана Александровна, заведующая библиотекой МАОУ лицей № 135, г. Екатеринбург, Свердловская область
  • 1-е место: Абрамов Максим Дмитриевич, воспитанник МБДОУ  Детский сад № 160, г. Чебоксары, Чувашская Республика
  • 2-е место: Пинчук Светлана Петровна (семейная команда), Владимирская область, г. Александров
  • 2-е место: Свирина Ольга Леонидовна, руководитель фотостудии БУДО "Центр творческого развития и гуманитарного образования", г. Омск, Омская область
  • 3-е место: Гуреева Виктория Геннадьевна, семейная команда, г. Москва
  • 3-е место: Бажина Наталья Владимировна, библиотекарь КОГОАУ «Кировский физико-математический лицей», г. Киров, Кировская область
  • 3-е место: Спивак Ренат Дмитриевич, учащийся 2 – В  класса МБОУ «СОШ 38», г. Симферополь, Республика Крым

 
Лауреатами Конкурса стали:

«Лучшее видео»
  • Грозова Елена Вячеславовна, ГБОУ  "Школа № 763", г. Москвы Москва
  • Чиина Анна Александровна, учитель МОБУ "Городская классическая гимназия", г. Якутска, Республика Саха (Якутия)
  • Маслова Наталья Александровна, педагог МКОУ "Дроняевская СОШ", Курская область

«Лучшая творческая работа, произведение, написанное мамой»
  • Сарычева Екатерина Алексеевна, домохозяйка, Ярославская область, г. Ярославль
  • Попова Татьяна Львовна, домохозяйка, г. Москва
  • Ильина Фаина Юрьевна, домохозяйка, Самарская область
  • Потапова Юлия Евгеньевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 15 с УИОП, г. Заринска, Алтайский край

«Лучшие практики деятельности библиотек образовательных организаций по повышению родительской компетенции в области детского чтения»
  • Соловьева Наталья Николаевна, заведующая ШИБЦ МБОУ НОШ № 8, г. Сарапул Удмуртская Республика
  • Сухина Людмила Петровна, педагог-библиотекарь МБОУ "СОШ № 14", г. Назарово Красноярский край
  • Сысолина Татьяна Владимировна, педагог-библиотекарь МБОУ "Шумковская ООШ", с. Андреево, Пермский край
  • Лунгу Алена Александровна, учитель начальных классов МБОУ Начальная школа "Перспектива", г. Сургут, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

«Лучшая фотография»  
  • Кравченко Наталья Александровна мама воспитанника и Устюгова Любовь Сергеевна воспитатель МАДОУ Детский сад № 5 "Мечта", г. Нижневартовск, Тюменская область
  • Темникова Мария Алексеевна, заведующая библиотекой и Моисеева Любовь Викторовна, учитель начальных классов МБОУ гимназии № 1, г. Армавир, Краснодарский край
  • Алексеев Александр Иванович, учитель русского языка и литературы МКОУ Основная общеобразовательная школа № 8 ТМР, Ставропольский край


Сборник лучших работ Всероссийского конкурса «Читающая мама – читающая страна»

Все участники Конкурса награждены дипломами, а победители и лауреаты Конкурса получит ценные призы от организаторов: экшен-камеры, книжные издания в кожаном переплете, подписку на журнал для детей «Читайка», профессиональный информационно-методический журнал «Школьная библиотека» и другие издания)

Наиболее интересные работы будут публиковаться в журнале "Школьная библиотека" в течении 2018 года.
Страница журнала "ШБ": http://rusla.ru/sl
 
 
Пресс-служба РШБА

Возврат к списку