Русская школьная библиотечная ассоциация
Информационный портал
Школьных библиотек России

Прошедшие события

25.11.2011

Вебинар "Комплексный проект по развитию школьных библиотек в рамках ФЦПРО. Электронный мониторинг: цели, задачи, направления"

Основные ведущие семинаров:

  • Т.Д. Жукова, руководитель проекта, президент Русской школьной библиотечной ассоциации,
  • В.Е. Журавлев, директор по региональным проектам Русской школьной библиотечной ассоциации,
  • Б.И. Маршак – консультант проекта по IT-технологиям. 

План проведения семинара для региональных операторов

Название этапа/ форма проведения

Время

Ответственный

за проведение

1.

Цели и задачи проекта, сроки проведения основных мероприятий проекта, участие субъектов Российской Федерации

15 минут

Т.Д. Жукова

2.

Характеристика программного обеспечения, необходимого для заполнения форм электронного мониторинга

15 минут

В.Е. Журавлев

3.

Подходы к изучению и анализу деятельности школьных библиотек. Краткая характеристика основных исследований в области школьных библиотек за 10 лет.

15 минут

Т.Д. Жукова

4.

Современные подходы к повышению квалификации педагогических и административных

работников образовательных учреждений,

принимающих участие в проекте. Новые возможности непрерывного образования школьных библиотекарей, дистанционные формы и др.

15 минут

Т.Д. Жукова

5.

Заполнение отчетов регионального уровня в рамках Мониторинга

15 минут

В.Е. Журавлев

6.

Он-лайн консультация по заполнению отчетов регионального уровня

10 минут

В.Е. Журавлев

7.

Заполнение отчетов уровня ОУ мониторинга

15 минут

В.Е. Журавлев

8.

Он-лайн консультация по заполнению отчетов уровня общеобразовательного учреждения

10 минут

В.Е. Журавлев

9.

Заполнение отчетов муниципального уровня и уровня ОУ мониторинга

15 минут

В.Е. Журавлев

10.

Он-лайн консультация по заполнению отчетов муниципального уровня, уровня ОУ

10 минут

В.Е. Журавлев

11.

10 ноября

Круглый стол «Наша новая школьная библиотека»

50 минут

Т.Д. Жукова

12.

25 ноября Круглый стол

«Федеральный закон об Образовании в Российской Федерации» и школьные библиотеки»

50 минут

Т.Д. Жукова

13.

Подведение итогов семинара

10 минут

Т.Д. Жукова

Документы семинара

Презентация

25 ноября 2011 года в рамках дистанционного семинара «Комплексный проект по развитию школьных библиотек в рамках ФЦПРО. Электронный мониторинг: цели, задачи, направления» состоялся круглый стол «Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и школьные библиотеки».

Основные выступающие:

  • Жукова Т.Д., президент РШБА (г.Москва). Основной доклад
  • Головань Е.В., председатель регионального представительства РШБА (г.Кострома). Модель новой школьной библиотеки и стандарт будущего книжного фонда.
  • Гайфутдинова С.Н., председатель регионального представительства РШБА (г.Краснодар). Реализация «Концепции развития библиотек образовательных учреждений Российской Федерации до 2015г.» на уровне программы МОУ СОШ № 71 г. Краснодар
  • Астапенко Е.Л., методист по библиотечным фондам Иркутской области. Методическое сопровождение деятельности школьных библиотек: проблемы и перспективы развития.
  • Барсукова Н.А., председатель регионального представительства РШБА (Ульяновская область). Программа повышения квалификации школьных библиотекарей как основа для подготовки библиотекаря-педагога образовательного учреждения.
  • Полякова Т.И., заведующая информационно-библиотечным центром СПбАППО. Развитие библиотек образовательных учреждений в контексте реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в Санкт-Петербурге
  • Гришкина Л.И., директор СОШ № 3 г. Пикалево. Тема уточняется
  • Штаненко В.А., председатель регионального представительства РШБА (Калининградская область). Правительственный проект «Создание новых моделей библиотечного обслуживания в общеобразовательных учреждениях».
  • Соколова Ю.В., МУБИНТ, г.Ярославль. Профессиональные компетенции школьного библиотекаря и приоритеты современного обучения и повышения квалификации.

Количество участников

В ходе семинара было зарегистрировано 100 подключений, среди которых были и коллективные, например

  • Кострома – 50 человек,
  • Новосибирск – 40 человек,
  • Красноярск – 20 человек.

Таким образом, в семинаре приняло участие более 200 человек в режиме онлайн.

Список регистрации на дистанционный методический семинар включает 100 человек, в том числе 42 специалиста региональных органов управления образованием и 58 человек – специалисты библиотек общеобразовательных учреждений, методисты, педагоги и др. 

Состав участников семинаров:

  • специалисты муниципальных и региональных органов управления образованием;
  • библиотекари общеобразовательных учреждений;
  • представители администрации общеобразовательных учреждений;
  • специалисты Министерства образования и науки Российской Федерации;
  • эксперты и экспертные организации.

Основные тезисы выступающих

В докладе Т.Д. Жуковой было отмечено, что существует три пути изменения правового положения школьных библиотекарей:

1. принятие Федерального закона,

2. создание региональных подзаконных актов,

3. создание ведомственных документов, которые будут регулировать деятельность системы библиотек общеобразовательных учреждений.

По вопросам, связанным с переходом на новую должность «библиотекарь-педагог», Т.Д. Жукова отметила, что сегодня важно профессиональному библиотечному сообществу продемонстрировать твердую позицию в отношении «библиотекаря-педагога».

Поэтому РШБА готовит электронный мониторинг в рамках ФЦПРО по этой теме – введение должности «библиотекарь-педагог».

В.В. Юдин, директор Департамента образования г. Рыбинска.

Основные тезисы:

В регионе программам развития школьных библиотек придаётся особенное значение, так как среди руководства образованием есть чёткое понимание того, что именно школьная библиотека является тем звеном, которое «вытянет» всю цепь образования в целом.

современные образовательные концепции требуют всё большего обращения к открытым коллекциям информационных ресурсов. Обеспечение этой возможности для каждого учащегося позволит реализовать стандарты второго поколения и сделать шаг к открытому образованию в наших учебных заведениях.

необходимо изменить статус самой библиотеки в школе, библиотечный работник должен стать педагогическим сотрудником, тьютором, помогающим ученику в обучении и владеющим всеми передовыми информационными технологиями.

Е.В. Головань, заведующая отделом развития школьных библиотек ОГБОУ ДПО «Костромской областной институт развития образования», председатель Костромского регионального представительства Русской школьной библиотечной ассоциации представила опыт Костромской области по созданию Модели новой школьной библиотеки.

Были отмечены требования ФГОС к материально-техническому оснащению образовательного процесса, каковыми является обеспечение «доступа в школьной библиотеке к информационным ресурсам Интернета, учебной и художественной литературе, коллекциям медиаресурсов на электронных носителях, множительной технике для тиражирования учебных и методических текстографических материалов, аудио- и видеоматериалов, результатов творческой, научно-исследовательской и проектной деятельности». Таким образом, библиотека общеобразовательного учреждения как источник информационно-образовательной среды становится обязательным условием для реализации основных образовательных программ общего образования и, в конечном счёте, образовательных стандартов второго поколения.

В вопросах комплектования фондов школьных библиотек приоритетная задача – формирование основного (документного) фонда классическими и современными источниками информации на различных носителях, формирование учебного фонда, соответствующего Федеральному перечню учебников, с учётом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса.

Важным показателем качества комплектования и обслуживания пользователей является коэффициент обновляемости фонда. Рекомендуется исчислять количество новых поступлений по формуле, разработанной специалистами Российской национальной библиотеки: 0,038w, где w – размер годовой книговыдачи. Не менее 5 % от общего количества поступления в фонд должны составлять издания текущего года…

В.А. Штаненко, председатель Калининградского регионального представительства РШБА, заведующая учебно-методической библиотекой ГОУ ДПО Калининградский ИРО, в своём выступлении «Новые требования к деятельности школьных библиотек в свете новых стандартов образования» высказала утверждение, что для изменения содержания деятельности школьных библиотек в свете новых требований государственных стандартов необходимо решить ряд законодательных, нормативных и организационно-управленческих задач, без которых реализация новых стандартов невозможна.

Необходимо повсеместное нормирование инновационных библиотечных операций и процессов и обеспечение кадрового наполнения школьных библиотек стандартным набором библиотечных специалистов: заведующий библиотекой, библиограф, библиотекарь, медиаспециалист и др. Необходима и соответствующая организация обучения, повышения квалификации в свете новых стандартов, проведение аттестации библиотечных работников на предмет адаптации к новым профессиональным условиям и соответствия занимаемой должности.

Важно также обеспечение льготного социального пакета библиотекаря образовательного учреждения, наравне с педагогами.


Л.И. Гришкина, директор СОШ № 3 г. Пикалево Ленинградской области отметила следующее:Сегодня, как никогда ранее, возможно создание новых условия реализации образовательного процесса и управления им, ведь качество образования (КО) непосредственно зависит от следующих составляющих: качество образовательного процесса (КП) + качество условий образования (КУ) + качество содержания ФГОС (КС). И в этой формуле библиотека по праву входит в компонент «КУ».

Инициатива «Наша новая школа» побуждает развитие такой структуры, как школьная библиотека, ее потенциал до сих пор недооценивался либо вообще не учитывался при разработке программ развития образовательного учреждения, да и муниципальных и региональных образовательных систем. Поэтому роль школьных библиотек и школьного библиотекаря в реализации президентской инициативы в работе по стандартам второго поколения становится сегодня одной из главной.

Л.И. Гришкина сформулировала предложения:

1. Включить в тарификационный список профессий обязательную ставку школьного библиотекаря: в сельских школах появились библиотеки без библиотекарей (таких школ в каждом районе 3–4, что составляет 5% от всего количества школ Ленинградской области).

2. При аттестации школы и директора школы учитывать работу школьной библиотеки.

Н.А. Барсукова, председатель Ульяновского регионального представительства РШБА, заведующая учебно-методическим кабинетом Ульяновского ИПКПРО, выделила следующие основные аспекты:

главная задача системы повышения квалификации для специалистов школьных библиотек - встраивание работы школьной библиотеки в инновационные процессы учреждения образования;

программа повышения квалификации школьных библиотекарей должна быть разработана на основе тарифно-квалификационных характеристик библиотекарей

должна учитывать специфику условий деятельности школьной библиотеки и отражать особенности содержания предметной подготовки для школьных библиотекарей, обеспечивая вариативность содержания, форм и технологий обучения библиотекарей общеобразовательных учреждений. Во многих регионах действуют собс9твенные программы повышения квалификации, данных о которых может собрать электронный мониторинг.

Программы направлены на обеспечение деятельности библиотеки общеобразовательного учреждения как библиотечно-информационного центра по обеспечению перехода школы на новые образовательные стандарты и подготовку библиотекаря-педагога и может быть основой для разработки требований к аттестации школьных библиотекарей как библиотекарей-педагогов…»

Е.Л. Астапенко, методист по библиотечным фондам г. Усолье-Сибирское Иркутской области, представила 9проблемы и перспективы развития методической службы школьных библиотек в условиях модернизации образования и внедрения новых образовательных стандартов.

Было отмечено, что сегодня большинство курсов повышения квалификации направлены на развитие навыков обслуживания автоматизированных библиотечных систем – это говорит о востребованности такой тематики и внедрении информационных технологий в библиотечную жизнь школы, однако для реализации требований ФГОС необходимо включить психолого-педагогическую и информационную составляющую профессии, обучение которым лучше проводить непрерывно, не отрываясь от основной деятельности. Для этого была создана модульная программа повышения квалификации, основанная на принципе взаимообучения.

Полякова Т.И., председатель регионального представительства РШБА (г. Санкт-Петербург), заведующая информационно-библиотечным центром СПбАППО отметила следующие основные моменты:

развитие библиотек образовательных учреждений в контексте реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в Санкт-Петербурге.

новая миссия библиотек – создание среды для развития детей, отвечающей их возрастным социокультурным и индивидуальным особенностям, через чтение, печатные, аудиовизуальные, электронные документы.

Предложения: в рамках мониторинга сформировать блок вопросов, касающихся проблем статуса библиотеки и роли школьного библиотекаря по следующим направлениям:

Содержание работы,

Знание видов социальных инструментов и сервисов для доступа к информации и образовательным ресурсам, 

Программы обучения библиотекарей и медиаспециалистов школьных библиотек и др.

Было отмечено, что в регионе разрабатывается Программа развития библиотек образовательных учреждений, в ходе реализации которой предполагается, в частности, постоянное переобучение и повышение квалификации школьных библиотекарей, построенное на формировании ключевых компетенций библиотекаря школы будущего.

Вместе с тем успешному развитию школьных библиотек мешает ряд проблем:

отсутствие правого поля деятельности библиотек общеобразовательных учреждений, определяющего их статус

недостаточное финансирование для обеспечения комплектования фондов и развития материально-технической базы библиотек, что ограничивает высокоскоростной доступ к сервисам в Интернете и лишает возможности создавать в школах информационно-библиотечные центры с эффективным использованием их в образовательном процессе. 

***

Полную запись вебинара можно посмотреть здесь

Материалы вебинара размещены здесь 


Большое спасибо всем участникам и гостям!

 

Пресс-служба РШБА



Возврат к списку