Прошедшие события
25.03.2008
Международная научно-практическая конференция и выставка «Библиотеки и образование: управление изменениями и социальное партнерство»В Ярославле 25 – 28 марта 2008 года состоялась Международная научно-практическая конференция и выставка «Библиотеки и образование: управление изменениями и социальное партнерство». Главные организаторы: консорциум “Электронный университет”, Международный университет бизнеса и новых технологий, Государственная публичная научно-техническая библиотека России и Администрация Ярославской области.
Все дни конференции работала специализированная выставка по основным тематическим направлениям: компьютерные технологии в информационно-библиотечной сфере и образовании, интернет-технологии, электронная информация, образовательные программы, книгоиздание и распространение для нужд образования, библиотечное оборудование и материалы, другие смежные направления. На конференции работали следующие секции и круглые столы. Секции:
Также прошли круглые столы:
В рамках конференции 27 марта работала секция «Школьные библиотеки и общество знаний», вела которую Т.Д. Жукова, президент Русской школьной библиотечной ассоциации. В работе секции приняли участие 63 человека Заслушано 7 докладов 27 марта в Голубом зале Дома работников образования г. Ярославля собрались сотрудники библиотек общеобразовательных учреждений г. Ярославля и Ярославской области, специалисты по школьным библиотекам городских и районных ИМЦ, директора педагогических библиотек из 9 регионов России, специалисты библиотек-методических центров, представители библиотек педагогических учебных заведений и вузов культуры, издательских и книготорговых организаций, профессиональной прессы. Обсуждались состояние и проблемы школьных библиотек, которые составляют сегодня 49% от общего числа библиотек страны. Школьная библиотека была и остается местом, где должен выравниваться старт детей, а они переживают состояние системного кризиса, поскольку не имеют национальной государственной политики своего развития, можно даже говорить о «формальном выпадении» школьных библиотек из контекста модернизации образования. Однако в сложных условиях многолетнего непополнения фондов школьных библиотек энциклопедической, справочной, художественной и научно-популярной литературой, неблагополучным положением с кадрами, низким уровнем заработной платы и т.д., они (школьные библиотекари) демонстрируют не только жизнестойкость, но и наличие мощного творческого потенциала и богатейших человеческих ресурсов. Именно это было продемонстрировано в выступлениях и презентациях на Секции, в обсуждениях и горячих спорах ее участников. В выступлении Президента Русской школьной библиотечной ассоциации Т.Д. Жуковой на тему «Современный школьный библиотекарь – важный ресурс развития образования» была подчеркнута общая глубокая озабоченность специалистов по поводу низкого уровня сформированности у российских школьников общеучебных умений: организовывать собственное познание, управлять познавательным процессом, в том числе работать с текстовой информацией (по результатам международных исследований PISA). Отмечались положительные тенденции последних лет и пути вывода школьных библиотек из системного кризиса. Горячо обсуждались такие серьезные вопросы, как: какой должна быть современная школьная библиотека, чтобы соответствовать запросам социума, растить вместе с родителями и педагогами креативную личность для инновационной экономики; какими компетенциями должен обладать современный школьный библиотекарь; может ли школьный библиотекарь создавать электронные каталоги своей библиотеки; каким может быть сайт школьной библиотеки, грани взаимодействия школьных библиотек с публичными, роль библиотеки в системе непрерывного образования и т.д. Особый интерес вызвали обзор психолого-педагогической литературы и презентация новой серии познавательных изданий для среднего и старшего школьного возраста «Твой кругозор» издательства «Просвещение». В результате бурных обсуждений лучшим выступление на секции было признано выступление Н.И. Гендиной (Научно-исследовательский институт информационных технологий и социальной сферы Кемеровского государственного университета культуры и искусств) «Сайт школьной библиотеки как особая разновидность библиотечных сайтов». Ученый, исследователь, известный специалист с мировым именем в области информационной культуры нашла время и проанализировала зарегистрированные сайты школ и сайты школьных библиотек и высказала свои предложения по примерной модели построения сайта школьной библиотеки. В результате обсуждения было решено при подведении итогов международной конференции отметить еще двух выступающих на семинаре и последующем Круглом столе «Публичные и школьные библиотеки: социальные запросы территорий», как замечательный пример успешного взаимодействия публичной и школьной библиотеки, благодаря которому родились школьные краеведческие чтения. Это – выступление Н.В. Амбросимовой (Ярославская ОУНБ) «Школьная и публичная библиотека: грани взаимодействия» и Коротковой Галины (Гаврилов-Ямская межпоселенческая ЦБ). Благодаря новому региональному проекту библиотек Ярославской области «ДЕМЕТРА/Ярославика», который объединил усилия многих библиотек, позволил овладеть новыми информационными технологиями и создать интересные и доступные для всего населения и в том числе для ярославских школьников информационные краеведческие ресурсы (подготовлен сборник «Юный краевед», организован доступ к ЭК для школьных библиотек. портал «Ярославика», БД «Ярославские краеведы», Музей ямщика и т.д.). В заключение на секции было подчеркнуто, что без развития школьных библиотек и пополнения их всеми возможными ресурсами в контексте модернизации образования, невозможно развитие инновационной экономики, именно здесь закладывается фундамент развития интеллектуального потенциала страны.
Подробная информация о конференции на сайте МУБиНТ: http://www.mubint.ru/Science/Conference/BiO/Pages/default.aspx
|