Русская школьная библиотечная ассоциация
Информационный портал
Школьных библиотек России

Поиск  Пользователи  Правила 
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти
 
   RSS
От школьного библиотечного медиацентра к «Библиотеке 2.0»
В редакцию журнала «Школьная библиотека» поступила очень интересная статья Е.Н. Ястребцевой, посвященная развитию школьных библиотек, положительным переменам в отношении к школьной библиотеке, играющей важнейшую роль в развитии образования и воспитании подрастающего поколения. Из неё Вы узнаете: Почему объединяются библиотеки и компьютерные кабинеты школ? Что такое «Библиотека 2.0» и каковы принципы её построения? Кто такой библиотекарь медиацентра-метасистемы?

Статья размещена в разделе «Школьная библиотека будущего»

Приглашаем к обсуждению вопроса о перспективах развития школьной библиотеки, адекватных требованиям времени. Опишите, какой Вы видите школьную библиотеку будущего?
Страницы: Пред. 1 2 3 4 5 ... 16 След.
Ответы
Цитата
Валентина Антипова пишет:
Речь должна идти именно о систематической работе, более того, школьный библиотекарь теоретически должен быть самым квалифицированным специалистом в школе по работе с информационными ресурсами.
Валентина, а как же информатики? Это все теоретически, зачастую библиотекари до сих пор не знают как работает библиотечная программа, а компьютер используют как печатную машинку. А библиотечные уроки даже не входят в должностные инструкции. Я согласна, что все должно быть в системе: обучение библиографической грамотности, информационной культуре. К слову сказать: сейчас очень модно брать на работу в школьную библиотеку не специалистов с библиотечным образованием, а молодежь с бухгалтерским, техническим образованием и другими специальностями, не имеющими отношение к библиотеке. Безусловно, в школьных библиотеках работают люди преданные своей профессии (в основном с бибилотечным образованием), но в основном это люди среднего возаста.
С удовольствием подключаюсь к обсуждению. Начиная с министров федерального,регионального уровня и завершая директорами школ нужно вразумить:
зачем в школе нужна библиотека! Что может эта библиотека? Как может! Многие из директоров школ кроме выдачи книг, оформлений книжных выставок и постоянно открытой двери библиотек больше ни о чем и знать не хотят и не знают!
При таком подходе библиотекари сравнялись с техработниками, а не творческими!
Я из небольшого села(районный центр), как заведующая школьной библиотекой, как председатель регионального отделения РШБА, еду в столицу в качестве члена стратегической команды РШБА по выработке законодательных документов в области школьных библиотек. Приезжаю в родную школу и на производственном совещании коллектива первым вопросом ко мне директор школы обращается:"Что вы сделали для школы полезного, чтобы я мог оплатить командировочные?"... И  с должностью зав. тоже распрощалась, теперь я БИБЛИОТЕКАРЬ!
После этого вы хотите еще говорить о медиатеках! Один человек вести библиотеку и медиатеку не сможет физически, если он даже очень компетентен! По-моему, информационный центр это библиотека+медиатека.
Концепция Библиотеки 2.0, несомненно, перспективна и стратегически верна для развития системы отечественного образования, учитывая процессы глобализации и интеграции мирового информационного пространства.

Действительно, проектно-исследовательские методики современного педагогического процесса требуют все большей включенности школьного библиотекаря в процесс обучения учащихся.
Однако  практическая деятельность и убогое состояние школьных библиотек в российской провинции не позволяет увидеть сияющие вершины Библиотеки 2.0.
Сейчас вовсю идет процесс так называемой «оптимизации», а попросту повсеместного закрытия сельских и городских школ, в которых, с точки зрения чиновников, мало учеников. Естественно, закрываются и школьные библиотеки, которые очень часто являются единственными библиотеками в селе.

Мы с грустью наблюдаем тенденцию снижения уровня общей культуры и профессионализма у педагогических работников наряду с выдающимися достижениями отдельных педагогов и школьных библиотекарей. Совершенно обыденным явлением становится отсутствие интереса к книге и потребности в чтении воспитателей дошкольных образовательных учреждений и школьных учителей. Но компьютер в этом случае не приходит «на смену крестьянской лошадке» - книге. Уровень компьютерной грамотности педагогов чрезвычайно низок, не выше он и у школьных библиотекарей. Скорее, мы должны говорить о несформированности информационных потребностей библиотекарей, педагогов и учащихся. Возможно, школьники «поколения Google», о которых говорит Елена Николаевна, научат когда-нибудь и педагогов осваивать социальные сервисы Веб 2.0. Пока что эти термины ни о чем не говорят 80% ныне работающих библиотекарей общеобразовательных школ.

Многое в нашей системе работы с информацией надо создавать заново, но многое необходимо и вспомнить. Конечно, Библиотека 2.0 отменяет все, что было достигнуто в библиотечном обслуживании за многие века развития. Это уже не доминирование образованности, педагогического авторитета, такта, интеллигентности и высокой эрудиции библиотекаря в общении с читателем, да и самого понятия «читатель» в материале Е.Н. Ястребцевой нет. Пользователь. А библиотека – метасистема, библиотекарь – сотрудник, мастерски владеющий всеми компьютерными технологиями. Наверное, должно смениться поколение педагогов и школьных библиотекарей, чтобы воспринять такую модель как руководство к действию. Концепция замечательная. Дело за массовым ее признанием. Думаю, внедрение Библиотеки 2.0 в наши российские школы (за исключением Москвы) в ближайшие лет 50 вряд ли возможно.
Цитата
Нина Барсукова пишет:
Думаю, внедрение Библиотеки 2.0 в наши российские школы (за исключением Москвы) в ближайшие лет 50 вряд ли возможно.
Про Москву не согласна, периферия имеет сильные школьные библиотеки, высококвалифицированных библиотекарей и, даже, дальновидных администраторов. Сомневаюсь, что в Москве их больше в процентном соотношении. Думаю, что произойдет расслоение школьных библиотек на те, которые в течении 5-10 лет начнут работать по принципам Библиотеки 2.0 и те, которые остануться на прежнем уровне. А затем долгий многолетний процесс выравнивания. Ну, а там и новая концепция развития подоспеет... ;)  И это вовсе не печально, а нормальная эволюция. :D Насколько я понимаю, все наши сомнения и вопросы не означают неприятия и отрицания, это скорее попытка определить оптимальные пути достижения цели.
Коллеги, добрый день! Радуюсь живому обсуждению идей и практик развития школьных библиотек.

Отвечаю на вопросы Оксаны Жук (спасибо за вопросы!):

>1. Что делать с авторским правом, которое перекрыло многие возможности работы с
>медиаресурсами (оцифровывать нельзя, работать в библиотеке с электронными ресурсами можно
>только при условии невозможности копировать информацию - а нашим пользователям это надо?)?

Вариантов для работы в библиотеке в этом плане много - Бесплатные Интернет-ресурсы (Единое окно цифровых образовательных ресурсов, напр.), платный контент (напр., ИИП "КМ-Школа"). И оцифровать можно спокойно, и копировать во встроенные конструкторы. Не всегда знаем возможности.

>2. Насколько реально выполнение одним библиотекарем (а иногда библиотекарем на полставки)
>того объема работы, который подразумевает традиционное библиотечное обслуживание +
>медиаобслуживаение + ведение СПА, соответствующего требования времени + использование
>сервисов Веб 2.0? Каков выход из этой ситуации?

Ну кто ж думает, что это одни человек справляется?! Конечно, речь идет о пересмотре библиотеки как структорного подразделения вообще, о службе со своим штатом, как например, функционирует медиатека гимназии директора Бориса Ханоновича Штульберга в Москве (в штате, по-моему, человек пять-шесть, работает такая медиатека уже лет 15). Речь идет о новом взгляде на библиотечное обслуживание вообще. . И согласна я с Альбиной Дьяконовой, что с директора все начинается! С его понимания изменений! Но кто же об этих изменениях ему расскажет? Кто убедит в необходимости изменений?

>3. Как Вы видите работу с руководителями образовательных учреждений, ведь для таких
>кардинальных изменений должна быть активная поддержка сверху?

Нарастать должно педагогическое сообщество библиотекарей (и прежде всего - сетевое!) активными людьми, которые могут влиять на решения тех, кто "сверху"! Для чего? -
Подростки давно ушли или уходят в Сеть, но, увы, там необжито, пустынно и небезопасно. Взрослым, педагогам и библиотекарям следует объединяться, чтобы осваивать ресурсы сети Интернет и обустраивать работу там. Уже нельзя просто сказать ребенку: "Иди почитай книжку", нужно учиться сочинять вместе книжки в сети (с рисунками, видео и пр.) - нужно учиться организовывать совместные образовательные сетевые проекты, переходить на новый уровень общения и взаимоотношений между детьми и взрослыми, между семьей и школой, между библиотекарем и педагогом-предметником.

Ответ на вопрос-размышление Нины Барсуковой:
>Скорее, мы должны говорить о несформированности информационных потребностей библиотекарей,
>педагогов и учащихся. Возможно, школьники «поколения Google», о которых говорит Елена
>Николаевна, научат когда-нибудь и педагогов осваивать социальные сервисы Веб 2.0. Пока что >эти термины ни о чем не говорят 80% ныне работающих библиотекарей общеобразовательных школ.

По последним сообщениям ИТАР ТАСС
52% россиян не покупают книги, 37% их не читают, 79% не пользуются библиотеками совсем. Думаю, что школьные библиотекари видят эту ситуацию воочию. Поэтому, когда речь идет о новой библиотеке 2.0 (и снова призываю не придираться к терминологии! не в этом суть изменений!), говорим об изменениях, которые происходят вокруг и от которых  ни школам, ни библиотекам не отмахнуться!

>Библиотека 2.0 отменяет все, что было достигнуто в библиотечном обслуживании за многие века
>развития. Это уже не доминирование образованности, педагогического авторитета, такта,
>интеллигентности и высокой эрудиции библиотекаря в общении с читателем, да и самого понятия
>«читатель» в материале Е.Н. Ястребцевой нет.

Подростки поколения Google сметают в Интернете новые книги - ну не только же картинки они разглядывают там! (напр., книга "Маруся") Когда речь веду о "пользователе", то подразумеваю, конечно, и "читателя". Всегда писала и говорила, что менталитет пользователя Рунета отличает склонность именно к чтению (а не только к прослушиванию, как напр., в США). Просто, что же об этом говорить отдельно, когда подростки все в комплексе в Интернете "глотают" - читают, пишут, смотрят, слушают и пр.

>Думаю, внедрение Библиотеки 2.0 в наши российские школы (за исключением Москвы) в ближайшие
>лет 50 вряд ли возможно.

Согласна с Оксаной Жук, что не в Москве дело. Здесь как раз информационная усталость педагогов наблюдается, к новому с трудом... А вот в других городах - много наработано, взгляните в те самые блоги библиотек и библиотекарей, о которых пишу, на которые ссылаюсь.
Думаю, что если ситуация не будет меняться кардинально в ближайшие пять-десять лет, библиотекари школ останутся один на один со своим книжным фондом.


Вывод: Необходимы большие проекты с господдержкой развития библиотекаря и его дела. Но, думаю, что не было их до сего времени, несмотря на огромные выделяемые деньги на образование, в том числе и оттого, что не было готовности действовать в этом направлении. Но ситуация все время меняется! И значительно быстрей, чем нам иногда представляется! Самара провела при поддержке регионального Фонда такой проект - эффект был значительный! Но и без доп финансирования, только из внутренних резервов (в штате есть инженеры, специалисты видеостудии, радиоточки и пр.) многие директора отечественных школ создали свои центры, которые не умирают, работают полноценно, и штат достаточный имеют. Давайте подсчитаем, сколько всего у нас в отечестве школьных библиотек, предположим, 50 тысяч. Обучить их дистанционно первоначальным навыкам - не так дорого, как представляется на первый взгляд. Даже сейчас есть сайт, где можно это сделать любому школьному библиотекаря бесплатно - идет программа, профинансированная государством до 2010 г., связана она с освоением социальных сервисов  педагогами-предметниками (openklass.ru, wiki.iot.ru), в том числе, и библиотекари там учатся. Полагаю, что общий сниженный тонус  общества по разным причинам (кризис, безденежье и пр.) влияет и на библиотекарей, на их мотивацию к обучению, к освоению нового.
Ну а если отдельный проект обучения школьных библиотекарей затеивать, то с оплатой преподавателей тыс 200 у.е. за глаза хватит , чтобы обучить социальным сервисам. Но, вероятно, учить надо и много чему другому...

Всех благ!
Интересный опыт создания и деятельности гимназической медиатеки

Речь идет о Воронежской гимназии имени академика Николая Басова. Цитирую выдержку из статьи:
"...Переломный момент в жизни гимназической библиотеки наступил в ноябре 2001 года, когда здесь открылась одна из первых в Воронеже школьных медиатек. Правда, заведующая на ту пору с компьютерами почти не работала. Тогда директор Светлана Смирнова попросила двух выпускников гимназии помочь в создании медиатеки, а руководитель вместе с библиотекарем отправились на компьютерные курсы. При большой поддержке попечительского совета гимназии в медиатеке появились первые ПК, установили сервер, сделали сеть, заземление, а два обычных кабинета с помощью родителей перестроили в одно просторное современное помещение. Компьютерный зал объединили с книжным абонементом, при этом визуальными разделителями стали арочный свод, стол библиотекаря и видеозона, которая сегодня состоит из телевизора, видеомагнитофона, экрана с проектором LG и плазменной панели. Основной книжный фонд библиотеки (научная, методическая и художественная литература) включает более 27 тысяч экземпляров, фонд учебной литературы — около 32 тысяч. Библиотекой выписывается 48 наименований газет и журналов, а электронная информация хранится на 360 дисках.

Спрашиваю у Галины Николаевны, насколько трудным было перейти от традиционных бумажных носителей к современным.  — Я здесь работаю с 1974 года, Ольга Вячеславовна — с 94-го. К моменту создания медиатеки мы уже пришли к мысли, что она необходима. В 90-е годы, когда всем приходилось несладко, и денег не хватало, и нервы были на пределе, именно тогда я поняла: если хочешь работать, то даже выписывая всего лишь одну газету, можно делать это хорошо! Мы подбирали материалы, собирали вырезки, просили у знакомых журналы. Надо сказать, информации в те годы навалилось огромное количество. И в какой-то момент накопилось очень большое количество материала — около 200 папок с тематическими подборками. Вот тогда я стала мечтать о компьютере и медиатеке..."
А вот чудесный блог под названием "МЫШЬ БИБЛИОТЕЧНАЯ"
Автор пишет о новой системе поиска электронных книг, о новом библиотечном журнале, о мировой цифровой библиотеке, о библиотечной карьере в США и др.

Вот цитирую небольшой кусочек:

"...Недавно (относительно) коллега прислала мне статью Э. Р. Сукиасяна "Что интересно для нас в американских библиотеках?" (Университетская книга. - 2009. - N 2. - С. 32-34), в которой он рассказывает о карьерном росте библиотекая а американской бибилотеке: начиная от клерка, занимающегося "неинтеллектуальной работой" - расстановка книг, работа на выдаче и т.п. и заканчивая библиотекарем (обычно с какой-нибудь приставкой, типа "reference librarian" - аналог нашего библиографа, "acquisition librarian" - сотрудник отдела комплектования, и множеством других своеобразных "определений", которые отражают сущность деятельности библиотекаря - обработка, каталогизация, работа со студентами, преподавателями, редкими книгами, новыми технологиями, базами данных и прочее-прочее-прочее).
Но не во всех библиотеках принята такая система карьерного роста. Например, в библиотеке Государственного калифорнийского университета в Носридже (я вам о ней уже рассказывала) библиотекари имеют статус преподавателей, а это уже совсем другая вещь. Конечно, клерки и помощники библиотекарей у них тоже есть, но далее должности совершенно другие - преподавательские - associate professor, full professor и прочее. А это значит, что помимо своих основных обязанностей в библиотеке ты еще имеешь право преподавать в вузах (что они и делают, я например, хожу на лекции по "Предметной каталогизации и классификации" профессора Луиша Мендеса, который работает в отделе технической обработки вышеупомянутого университета - но об этом как-нибудь в другой раз).
Поступив на работу, библиотекрь, как любой преподаватель университета, вступает на tenure track (перевести сложно... что-то типа испытательного срока) который длится, если правильно помню 5 лет, в течении которых ежегодно ты должен подтверждать свою профессиональную пригодность, иначе срок контракта с тобой никто продлевать не будет. Каждый год необходимо предоставить отчет о проделанной работе, который должен отражать твои успехи в трех направлениях - что ты сделал хорошего для библиотеки, что ты сделал хорошего для профессии, что ты сделал хорошего для университетского сообщества. Ты должен постоянно публиковаться, повышать квалификацию, участвовать в общественно и профессионально- полезной деятельности, работать в различных обществах и комитетах, и еще много-много всего. И вот когда ты наконец получил tenure и стал полным профессором, ты можешь немножко расслабиться :) Но только немножко.
А я вот сижу и думаю, как бы отразилась на российских библиотеках такая система? Что бы изменилось, если бы каждый (ну хорошо, пусть не каждый) российский библиотекрь был обязан, предположим, за 5 лет напсиать и опубликовать 3 статьи в профессиональных изданиях и выступить или просто съездить на пару профессиональных конференций? Уверена, российскому библиотечному делу это пошло бы на пользу. А вы как думаете? .."
Добрый день. Меня зовут Александра. Работаю я в Центре "Учебная книга", г. Екатеринбург.

Разрешите выразить свое личное мнение о работе "От школьного библиотечного медиацентра к "Библиотеке 2.0" Ястребцевой Елены Николаевны.

Согласна с  тем, что в масштабах России «Библиотека 2.0» - да-а-а-лекое будущее. Пока эта модель для обычной областной школы – ф у т у р о л о г и я.  Мы , например, на Урале, говорим о медиатеке, и пока следует обеспечить хотя бы этот уровень, но в каждой школе.

Далее:
Уметь «записывать музыку, создавать анимационное видео, загружать свои клипы…, фотографировать…, играть в видео-игры, читать и оставлять комментарии в блогах библиотекаря или он-лайновом каталоге» - это возможности, которые дает современная компьютерная цивилизация. И это же - требование времени (как требование владения технологиями). Но, полагаю, внедрять эти технологии в школе, в библиотеке, изолированно от прививания этики общения и общечеловеческой культуры нельзя.  
Пусть это будет «этика комментирования» и обязательно – этика уважения авторства. Но это должен быть не просто комплекс технологий, это должен быть гуманитарно-технологический комплекс, где гуманитарное диктует условия техническому.
Меня, как человека, учившегося в основном по книгам,тревожит и вот какой вопрос – ведь появление т.н. «поколения google» свидетельствует об изменении в  самом мышлении подрастающего поколения. От восприятия текста как системы происходит переход к восприятию образа, ряда образов.
Захочет ли человек этого поколения читать большие по объему тексты?! (а ученику, по меньшей мере, нужно все-таки осваивать школьную программу…).  
Или толстые тома научных и художественных текстов уйдут в прошлое?  
Будет ли место в «библиотеке 2.0» место книгам и живым дискуссиям, «дискуссиям присутствия», назову я их в противовес он-лайн и офф-лайн дискуссиям?  

И еще одно возражение – Обращаясь к различным сервисам, человек получает информацию, учится с ней работать. Но обогатить человека может только диалог с другим человеком и с книгой. Эти два плана не следует подменять – способ получения книги и сама книга. Одно дело оставить комментарий, и совсем другое – более сложное, ответственное и интересное – вступить в беседу, не бояться общаться и уметь это делать.  

В отношении - изменения образа жизни и работы самих библиотекарей создание "библиотеки 2.0" считаю прогрессивным, позволяющим обучиться передовым информационным технологиям и высвободить большой объем времени.
Еще один блог "Опыт обслуживания молодежи в зарубежных библиотеках" показался интересным. О признаках современной библиотеки для современной молодежи, какие они - библиотеки 2010 года и другие темы заинтересовано обсуждаются в этом блоге.
С Мышью библиотечной можно поспорить (не умаляя достоинств блога) - http://www.bibliograf.ru/issues/2008/12/114/95/798
Меня в концепции Библиотеки 2.0 привлекает прежде всего открытость, сотрудничество с пользователями, использование разнообразных возможностей. А увлекаться новшествами и требовать от каждого библиотекаря по 3 статьи в год - не согласна. Хотя считаю, что школьный библиотекарь должен тесно сотрудничать со школьной газетой, а остальные - это факультатив. Все хорошо в меру. Мышь библиотечная, извините за выражение, не чистокровный библиотекарь, а еще и вузовский! преподаватель. Это совсем другая порода.
Страницы: Пред. 1 2 3 4 5 ... 16 След.
Читают тему (гостей: 7, пользователей: 0, из них скрытых: 0)