Вход в Личный Кабинет РШБА
Наши контакты: тел.: 8 903 615-90-36, эл.почта: rusla@rusla.ru
   
 
 
 
 


Издания РШБА:

ЖУРНАЛ «ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА»:

НОВЫЕ КНИЖНЫЕ ИЗДАНИЯ:

  

ВЫСТАВКИ В ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКЕ:

 

Партнеры


      
     
   
         

 

Поиск  Пользователи  Правила 
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти
 
Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

Страницы: Пред. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 След.
От школьного библиотечного медиацентра к «Библиотеке 2.0»
Катерине и Оксане большое спасибо за обсуждение. Вообще, такое впечатление у меня складывается, что имеет смысл подготовить и провести интернет-обсуждение (в скайп-чате, напр.), соединив просто желающих, библиотекарей школ, учителей информатики в  живом разговоре про перспективы развития школьных библиотек. Это, конечно, надо было бы сделать накануне 1 июня, когда в Государственной Думе Российской Федерации состоятся парламентские слушания «Законодательное обеспечение деятельности библиотек общеобразовательных учреждений в сфере духовно – нравственного воспитания детей». Да, хорошая мысль пришла поздновато.... Ведь указанная "сфера..." давно переместилась у подростков в интернет!
От школьного библиотечного медиацентра к «Библиотеке 2.0»
В школе Свердловской области, где учатся 500 школьников, а в школе - 352 компьютера - 316 нетбуков , 32 - в классе информатики и предметных кабинетах в локальной сети, проекторы, интерактивные доски, жидкокристаллические панели и пр.

Думаю, не за горами время, когда у школьников в нетбуки будут закачаны все учебные материалы, а администрации школ решится "выдавать" нетбуки на дом своим ученикам (т.е. за каждым будет закреплен свой), и  будут работать они не только в классах, но и дома...

Часть забот, связанным с самым хлопотным делом - работой с учебниками, для школьного библиотекаря уйдет.
От школьного библиотечного медиацентра к «Библиотеке 2.0»
Поздравляю всех школьных библиотекарей со Всероссийским Днем библиотекаря!

Еще одна интересная новость про школьные преобразования, которые сильно влияют на изменения и в работе школьных библиотек (взято с сайта Интернет-педсовета):

Школьникам Гонконга больше не придется носить с собой учебники. Книги заменят на специальные электронные устройства, в которые будет закачано содержание школьной программы. Устройство разработано местным Институтом прикладных наук и технологических исследований, напоминает ноутбук и имеет монитор размером около 13 сантиметров. Стоит новинка около 260 долларов. Школьники смогут получать необходимые учебные материалы со школьного сервера в любое время и в любом месте. В сентябре этого года первые школы в Гонконге приступят к испытанию устройства, на разработку которого ученые потратили два года.
От школьного библиотечного медиацентра к «Библиотеке 2.0»
Сетевое сообщество школьных библиотекарей из школ-пользователей ИИП "КМ-Школа" приглашает заглянуть на свои странички и присоединиться к дистанционным тренингам по социальным сервисам
http://wiki.km-school.ru/wiki/index.php/%D0%A1%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%B5_%D1%81%D0%BE%­D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_%D1%88%D0%BA­%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D0%B1%D0%B8%D0%B1%D0%B­B%D0%B8%D0%BE%D1%82%D0%B5%D0%BA%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B9
От школьного библиотечного медиацентра к «Библиотеке 2.0»
Александре: Спасибо за Ваше мнение, все мнения (и положительные, но особенно - не очень!) библиотекарей очень важны для понимания путей развития школьных библиотек.

>Мы , например, на Урале, говорим о медиатеке, и пока следует обеспечить хотя бы этот уровень,
>но в каждой школе.

Но ведь в школах уже есть госпоставки "медиатек", как комплектов компакт-дисков, кто-то же с ними работает, вводит их наименования в электронные каталоги, пишет аннотации, рекомендательные списки, организует индивидуальную работу с ними педагогов и школьников вчо внеурочное время... Вы правы в том, что для каждой школы насущным стало создание и развитие "медиатеки" (или медиацентра) как структурного подразделения, ведь Вы об этом пишете, я правильно поняла? Но во многих российских школах пошли уже дальше - медиатеки становятся центральным ядром локальной сети с выходом в Интернет (Интранета/Интернета). Как уже писала ранее, во многом это - понимание продвинутых директоров школ, расширяющих стены одной библиотеки и ее штат, а также желание перемен самих библиотекарей!

>полагаю, внедрять эти технологии (Уметь «записывать музыку, создавать анимационное видео, загружать свои клипы…) в школе, в библиотеке, изолированно от прививания этики
>общения и общечеловеческой культуры нельзя.

Вы правы, вся работа школы направлена на формирование мировоззрения личности и введения ее в контекст общемировой культуры. Конечно, и роль семьи не умаляем при этом. Но роль педагогов и библиотекарей в этом процессе - несомненна!

>Обращаясь к различным сервисам, человек получает информацию, учится с ней работать. Но
>обогатить человека может только диалог с другим человеком и с книгой. Эти два плана не
>следует подменять – способ получения книги и сама книга. Одно дело оставить комментарий, и
>совсем другое – более сложное, ответственное и интересное – вступить в беседу, не бояться
>общаться и уметь это делать.

На самом деле беседа "с книгой" (если имеется в виду с писателем) не подменяется общением в блогах, где можно обсуждать и где уже сейчас идет широкое обсуждение книг со своими сверстниками, с библиотекарями, с педагогами, с литературоведами... А вопрос "получения" подростками книг все чаще становится вопросом "скачивания" текста и/или "чтения" текста из Интернета. Может быть, пришла пора думать над новыми формами работы с подростками в библиотеках с текстами книг с использованием новейших технологий?!
От школьного библиотечного медиацентра к «Библиотеке 2.0»
"В спорах рождается истина!" :D Спасибо Оксане, которая написала:

>Меня в концепции Библиотеки 2.0 привлекает прежде всего открытость, сотрудничество с
>пользователями, использование разнообразных возможностей.

Согласна полностью с этим утверждением!

>А увлекаться новшествами и требовать от каждого библиотекаря по 3 статьи в год - не согласна

Так ведь здесь понятен профессиональный рост "тамошнего" библиотекаря, понятна схема поощрений за этот качественный рост.  Речь ведь идет о простроенной, хорошо продуманной системе карьерного роста библиотекаря, которой и позавидовать можно.  

>считаю, что школьный библиотекарь должен тесно сотрудничать со школьной газетой, а остальные - это факультатив.

Многие библиотекари еще совсем недавно считали, что и сотрудничество со школьной газетой - это излишняя нагрузка! Этим должны заниматься факультативы, кружки и пр.
От школьного библиотечного медиацентра к «Библиотеке 2.0»
Еще один блог "Опыт обслуживания молодежи в зарубежных библиотеках" показался интересным. О признаках современной библиотеки для современной молодежи, какие они - библиотеки 2010 года и другие темы заинтересовано обсуждаются в этом блоге.
От школьного библиотечного медиацентра к «Библиотеке 2.0»
А вот чудесный блог под названием "МЫШЬ БИБЛИОТЕЧНАЯ"
Автор пишет о новой системе поиска электронных книг, о новом библиотечном журнале, о мировой цифровой библиотеке, о библиотечной карьере в США и др.

Вот цитирую небольшой кусочек:

"...Недавно (относительно) коллега прислала мне статью Э. Р. Сукиасяна "Что интересно для нас в американских библиотеках?" (Университетская книга. - 2009. - N 2. - С. 32-34), в которой он рассказывает о карьерном росте библиотекая а американской бибилотеке: начиная от клерка, занимающегося "неинтеллектуальной работой" - расстановка книг, работа на выдаче и т.п. и заканчивая библиотекарем (обычно с какой-нибудь приставкой, типа "reference librarian" - аналог нашего библиографа, "acquisition librarian" - сотрудник отдела комплектования, и множеством других своеобразных "определений", которые отражают сущность деятельности библиотекаря - обработка, каталогизация, работа со студентами, преподавателями, редкими книгами, новыми технологиями, базами данных и прочее-прочее-прочее).
Но не во всех библиотеках принята такая система карьерного роста. Например, в библиотеке Государственного калифорнийского университета в Носридже (я вам о ней уже рассказывала) библиотекари имеют статус преподавателей, а это уже совсем другая вещь. Конечно, клерки и помощники библиотекарей у них тоже есть, но далее должности совершенно другие - преподавательские - associate professor, full professor и прочее. А это значит, что помимо своих основных обязанностей в библиотеке ты еще имеешь право преподавать в вузах (что они и делают, я например, хожу на лекции по "Предметной каталогизации и классификации" профессора Луиша Мендеса, который работает в отделе технической обработки вышеупомянутого университета - но об этом как-нибудь в другой раз).
Поступив на работу, библиотекрь, как любой преподаватель университета, вступает на tenure track (перевести сложно... что-то типа испытательного срока) который длится, если правильно помню 5 лет, в течении которых ежегодно ты должен подтверждать свою профессиональную пригодность, иначе срок контракта с тобой никто продлевать не будет. Каждый год необходимо предоставить отчет о проделанной работе, который должен отражать твои успехи в трех направлениях - что ты сделал хорошего для библиотеки, что ты сделал хорошего для профессии, что ты сделал хорошего для университетского сообщества. Ты должен постоянно публиковаться, повышать квалификацию, участвовать в общественно и профессионально- полезной деятельности, работать в различных обществах и комитетах, и еще много-много всего. И вот когда ты наконец получил tenure и стал полным профессором, ты можешь немножко расслабиться :) Но только немножко.
А я вот сижу и думаю, как бы отразилась на российских библиотеках такая система? Что бы изменилось, если бы каждый (ну хорошо, пусть не каждый) российский библиотекрь был обязан, предположим, за 5 лет напсиать и опубликовать 3 статьи в профессиональных изданиях и выступить или просто съездить на пару профессиональных конференций? Уверена, российскому библиотечному делу это пошло бы на пользу. А вы как думаете? .."
От школьного библиотечного медиацентра к «Библиотеке 2.0»
Интересный опыт создания и деятельности гимназической медиатеки

Речь идет о Воронежской гимназии имени академика Николая Басова. Цитирую выдержку из статьи:
"...Переломный момент в жизни гимназической библиотеки наступил в ноябре 2001 года, когда здесь открылась одна из первых в Воронеже школьных медиатек. Правда, заведующая на ту пору с компьютерами почти не работала. Тогда директор Светлана Смирнова попросила двух выпускников гимназии помочь в создании медиатеки, а руководитель вместе с библиотекарем отправились на компьютерные курсы. При большой поддержке попечительского совета гимназии в медиатеке появились первые ПК, установили сервер, сделали сеть, заземление, а два обычных кабинета с помощью родителей перестроили в одно просторное современное помещение. Компьютерный зал объединили с книжным абонементом, при этом визуальными разделителями стали арочный свод, стол библиотекаря и видеозона, которая сегодня состоит из телевизора, видеомагнитофона, экрана с проектором LG и плазменной панели. Основной книжный фонд библиотеки (научная, методическая и художественная литература) включает более 27 тысяч экземпляров, фонд учебной литературы — около 32 тысяч. Библиотекой выписывается 48 наименований газет и журналов, а электронная информация хранится на 360 дисках.

Спрашиваю у Галины Николаевны, насколько трудным было перейти от традиционных бумажных носителей к современным.  — Я здесь работаю с 1974 года, Ольга Вячеславовна — с 94-го. К моменту создания медиатеки мы уже пришли к мысли, что она необходима. В 90-е годы, когда всем приходилось несладко, и денег не хватало, и нервы были на пределе, именно тогда я поняла: если хочешь работать, то даже выписывая всего лишь одну газету, можно делать это хорошо! Мы подбирали материалы, собирали вырезки, просили у знакомых журналы. Надо сказать, информации в те годы навалилось огромное количество. И в какой-то момент накопилось очень большое количество материала — около 200 папок с тематическими подборками. Вот тогда я стала мечтать о компьютере и медиатеке..."
От школьного библиотечного медиацентра к «Библиотеке 2.0»
Коллеги, добрый день! Радуюсь живому обсуждению идей и практик развития школьных библиотек.

Отвечаю на вопросы Оксаны Жук (спасибо за вопросы!):

>1. Что делать с авторским правом, которое перекрыло многие возможности работы с
>медиаресурсами (оцифровывать нельзя, работать в библиотеке с электронными ресурсами можно
>только при условии невозможности копировать информацию - а нашим пользователям это надо?)?

Вариантов для работы в библиотеке в этом плане много - Бесплатные Интернет-ресурсы (Единое окно цифровых образовательных ресурсов, напр.), платный контент (напр., ИИП "КМ-Школа"). И оцифровать можно спокойно, и копировать во встроенные конструкторы. Не всегда знаем возможности.

>2. Насколько реально выполнение одним библиотекарем (а иногда библиотекарем на полставки)
>того объема работы, который подразумевает традиционное библиотечное обслуживание +
>медиаобслуживаение + ведение СПА, соответствующего требования времени + использование
>сервисов Веб 2.0? Каков выход из этой ситуации?

Ну кто ж думает, что это одни человек справляется?! Конечно, речь идет о пересмотре библиотеки как структорного подразделения вообще, о службе со своим штатом, как например, функционирует медиатека гимназии директора Бориса Ханоновича Штульберга в Москве (в штате, по-моему, человек пять-шесть, работает такая медиатека уже лет 15). Речь идет о новом взгляде на библиотечное обслуживание вообще. . И согласна я с Альбиной Дьяконовой, что с директора все начинается! С его понимания изменений! Но кто же об этих изменениях ему расскажет? Кто убедит в необходимости изменений?

>3. Как Вы видите работу с руководителями образовательных учреждений, ведь для таких
>кардинальных изменений должна быть активная поддержка сверху?

Нарастать должно педагогическое сообщество библиотекарей (и прежде всего - сетевое!) активными людьми, которые могут влиять на решения тех, кто "сверху"! Для чего? -
Подростки давно ушли или уходят в Сеть, но, увы, там необжито, пустынно и небезопасно. Взрослым, педагогам и библиотекарям следует объединяться, чтобы осваивать ресурсы сети Интернет и обустраивать работу там. Уже нельзя просто сказать ребенку: "Иди почитай книжку", нужно учиться сочинять вместе книжки в сети (с рисунками, видео и пр.) - нужно учиться организовывать совместные образовательные сетевые проекты, переходить на новый уровень общения и взаимоотношений между детьми и взрослыми, между семьей и школой, между библиотекарем и педагогом-предметником.

Ответ на вопрос-размышление Нины Барсуковой:
>Скорее, мы должны говорить о несформированности информационных потребностей библиотекарей,
>педагогов и учащихся. Возможно, школьники «поколения Google», о которых говорит Елена
>Николаевна, научат когда-нибудь и педагогов осваивать социальные сервисы Веб 2.0. Пока что >эти термины ни о чем не говорят 80% ныне работающих библиотекарей общеобразовательных школ.

По последним сообщениям ИТАР ТАСС
52% россиян не покупают книги, 37% их не читают, 79% не пользуются библиотеками совсем. Думаю, что школьные библиотекари видят эту ситуацию воочию. Поэтому, когда речь идет о новой библиотеке 2.0 (и снова призываю не придираться к терминологии! не в этом суть изменений!), говорим об изменениях, которые происходят вокруг и от которых  ни школам, ни библиотекам не отмахнуться!

>Библиотека 2.0 отменяет все, что было достигнуто в библиотечном обслуживании за многие века
>развития. Это уже не доминирование образованности, педагогического авторитета, такта,
>интеллигентности и высокой эрудиции библиотекаря в общении с читателем, да и самого понятия
>«читатель» в материале Е.Н. Ястребцевой нет.

Подростки поколения Google сметают в Интернете новые книги - ну не только же картинки они разглядывают там! (напр., книга "Маруся") Когда речь веду о "пользователе", то подразумеваю, конечно, и "читателя". Всегда писала и говорила, что менталитет пользователя Рунета отличает склонность именно к чтению (а не только к прослушиванию, как напр., в США). Просто, что же об этом говорить отдельно, когда подростки все в комплексе в Интернете "глотают" - читают, пишут, смотрят, слушают и пр.

>Думаю, внедрение Библиотеки 2.0 в наши российские школы (за исключением Москвы) в ближайшие
>лет 50 вряд ли возможно.

Согласна с Оксаной Жук, что не в Москве дело. Здесь как раз информационная усталость педагогов наблюдается, к новому с трудом... А вот в других городах - много наработано, взгляните в те самые блоги библиотек и библиотекарей, о которых пишу, на которые ссылаюсь.
Думаю, что если ситуация не будет меняться кардинально в ближайшие пять-десять лет, библиотекари школ останутся один на один со своим книжным фондом.


Вывод: Необходимы большие проекты с господдержкой развития библиотекаря и его дела. Но, думаю, что не было их до сего времени, несмотря на огромные выделяемые деньги на образование, в том числе и оттого, что не было готовности действовать в этом направлении. Но ситуация все время меняется! И значительно быстрей, чем нам иногда представляется! Самара провела при поддержке регионального Фонда такой проект - эффект был значительный! Но и без доп финансирования, только из внутренних резервов (в штате есть инженеры, специалисты видеостудии, радиоточки и пр.) многие директора отечественных школ создали свои центры, которые не умирают, работают полноценно, и штат достаточный имеют. Давайте подсчитаем, сколько всего у нас в отечестве школьных библиотек, предположим, 50 тысяч. Обучить их дистанционно первоначальным навыкам - не так дорого, как представляется на первый взгляд. Даже сейчас есть сайт, где можно это сделать любому школьному библиотекаря бесплатно - идет программа, профинансированная государством до 2010 г., связана она с освоением социальных сервисов  педагогами-предметниками (openklass.ru, wiki.iot.ru), в том числе, и библиотекари там учатся. Полагаю, что общий сниженный тонус  общества по разным причинам (кризис, безденежье и пр.) влияет и на библиотекарей, на их мотивацию к обучению, к освоению нового.
Ну а если отдельный проект обучения школьных библиотекарей затеивать, то с оплатой преподавателей тыс 200 у.е. за глаза хватит , чтобы обучить социальным сервисам. Но, вероятно, учить надо и много чему другому...

Всех благ!
Страницы: Пред. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 След.

© 2007 — 2019 «Русская Школьная Библиотечная Ассоциация», Информационный портал школьных библиотекарей России, свительство о регистрации сетевого издания ЭЛ № ФС 77 - 76029 от 19.06.2019
Все права защищены