Наши контакты: тел.: 8 903 615-90-36, эл.почта: rusla@rusla.ru
   
 
 
 
 
Издания РШБА:

ЖУРНАЛ "ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА":

НОВЫЕ КНИЖНЫЕ ИЗДАНИЯ:

  

ВЫСТАВКИ В ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКЕ:

 

Партнеры
 
// Русская школьная библиотечная ассоциация // Форумы // Школьная библиотека: настоящее и будущееОт школьного библиотечного медиацентра к «Библиотеке 2.0»

Поиск  Пользователи  Правила 
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти
 
Страницы: 1 2 3 4 5 ... 16 След.
RSS
От школьного библиотечного медиацентра к «Библиотеке 2.0»
В редакцию журнала «Школьная библиотека» поступила очень интересная статья Е.Н. Ястребцевой, посвященная развитию школьных библиотек, положительным переменам в отношении к школьной библиотеке, играющей важнейшую роль в развитии образования и воспитании подрастающего поколения. Из неё Вы узнаете: Почему объединяются библиотеки и компьютерные кабинеты школ? Что такое «Библиотека 2.0» и каковы принципы её построения? Кто такой библиотекарь медиацентра-метасистемы?

Статья размещена в разделе «Школьная библиотека будущего»

Приглашаем к обсуждению вопроса о перспективах развития школьной библиотеки, адекватных требованиям времени. Опишите, какой Вы видите школьную библиотеку будущего?
Спасибо за размещение на форуме моих размышлений о путях развития школьных библиотек, возникших на основе прочтения множества блогов и статей на сайтах. Все то, что сейчас кажется совершенно новым, уже завтра станет обыденной вещью - мы наблюдаем постоянно, как стремительны перемены в сфере развития и использования технологий, в том числе и в образовании, в коему относится вся деятельность школьной библиотеки. Буду благодарна за любые мнения.
Письмо от Надежды Ивановны Егоровой, городская детско-юношеская библиотека:

Эта тема меня заинтересовала с тех пор, когда в стратегическом планировании нашей детско-юношеской библиотеки появилась на горизонте, пусть и далёком, медиатека. Считаю, что за этими информационными технологиями – будущее любой библиотеки. Чтобы мы (библиотеки) остались и не исчезли совсем, нужно что-то менять и видоизменяться, оставаясь востребованными для посетителей. Стала почитывать прессу, всюду опыт, рекомендации. Но чего-то солидного и основательного в потоке информации для себя не нахожу. Жаль, что вы пишите в основном о школьных библиотеках, хотя понимаю, что они нуждаются во внимании тоже.

Единственно, что меня иногда смущает в ваших работах, что я не до конца понимаю, кто будет заниматься подготовкой будущих медиаспециалистов? Мне почему-то хочется верить, что этим будут заниматься институты культуры, а не пединституты с кафедрой информатики. Хотелось бы, чтобы при институтах культуры открывались медиафакультеты, о которых писали Вохрышева Е.В. и Стрельников В.Н.

В последнее время медиатеки зарождаются в библиотеках разных ведомств (школьных, детских, публичных, вузовских). Понимаю, что Вы специализируетесь на теме школьных библиотек, а так хочется, чтобы кто-то подумал и о библиотек других ведомственных подчинений. Конечно, школьная библиотека выполняет свои функции, немного отличные от нас, но какой-то общий принцип есть во всех библиотеках.

Ещё, к сожаленью, я не совсем понимаю, чем медиатеки отличаются от медиацентра или библиотечного информационного центра? Мне кажется, что они синонимы, хотя порою и возникают мысли, что возможно медиацентры больше медиатеки тем, что медиатека - это библиотека + медиатека, а медиацентр объединяет 3-4 школьных подразделений. Такая разношерстная вокруг терминология: в одной библиотеке медиатека- это просто фонд на элекронных носителях( выставили выставку, написали заголовок- «Новинки медиатеки» в другой- это отдельный уголочек с одним компьютером и фондом на электронных носителях; в третьем - структурное подразделение с положением и документацией. В общем, кто в лес, кто по дрова… Хотелось бы четкости.

А ещё не всегда понятно количество сотрудников медиатеки. Чаще пишут должностные инструкции на 3-5 работников (заведующая медиатекой, библиотекарь, медиатекарь, лаборант и т.д.), а на самом деле в медиатеке работает один сотрудник, который пытается успевать за всех. Когда спрашиваешь, почему Вы работаете одна, слышу ответ, нет денег и мал бюджет, да и не понимает начальство раздувание штатов.

Кстати, в «Справочнике библиотекаря» ни в первом, ни во втором, ни в третьем издании (2001, 2003, 2007 гг.)нет ни слова о медиатеки, а вот в «Справочнике школьного библиотекаря»(2006г.) и под редакцией Ю.Н. Столярова эта информация есть и с упоминанием вашего имени и ваших разработок. Также заглянула в Госты,но и там не нашла определения медиатеки (есть видеатеки, диатеки и т.д.).

К чему это я? Получается, практика намного двинулась вперед теории…
Также, для информации, хочется написать Вам, о том, что иногда задаю вопросы библиотекарям - медиатекарям (специалистам медиатек). Так, в одной из школ, где просто заехала со школьным библиотекарем (напросилась вместе) на экскурсию, спросила медиатекаря, как она считает, то, что она окончила Казанский институт культуры, помогает ей это в работе медиатеки или это никаким образом не влияет на её работу? Она ответила утвердительно, потому что фундамент, который дает библиотечный институт, не приобретается опытом работы простого учителя информатики. Это я к тому, что, мне кажется, что легче библиотекаря выучить на медиатекаря, чем учителю информатики уложить в голове классификацию библиотечных знаний, хотя библиотекари народ трудноподьёмный на новшества, но если что-то поймут, то лучшего медиатекаря не найти.

Ну вот, отписалась, извините, что слишком длинным получилось письмо. В заключении хочу сказать, Вы были, есть и будете Человеком, который первым поднял эту тему в нашей стране. И Вы - молодец, я Вас искренне уважаю!!!
С уважением
развития шкоНадежда Ивановна, добрый день!

Спасибо за хорошее интересное письмо.
По поводу того, что ничего практически не меняется "сверху" - сама удивляюсь, но, видимо, не те люди "у руля", нет понимания, учиться новому трудно (куда там Веб 2.0, Веб 1.0 освоить бы!). Я на последней еще при Филиппове Коллегии Министерства образования присутствовала. Тематика была посвящена полностью школьным библиотекам. Так и общее выступление было весьма вялое, и прения сводились единственно к тому, что библиотекарь - педагог и надо дать ему ставку соответствующую и отпуск как у педагогов. Как будто вокруг не происходит глобальных изменений! Я взяла слово и сильно раздражила присутствующих тем, что посетовала, что прошло более 10 лет с момента, когда само же Министерство поддержало идею развития в школах медиатек как структурных подразделений (это было в 1993 году!), мы разработали инструкции, подготовили документы к изменениям в штатном расписании, в 1999 году при проведении первого Всероссийского Интернет-педсовета еще раз поднимали вопрос об изменении в школьном библиотечном деле, рекомендации подавали министру на стол и оглашали решение всенародной Секции школьных библиотекарей - а воз и ныне там...

Хотя нет, я не права, "снизу" процессы пошли бурно и сразу. На мой взгляд, тоже "практика намного двинулась вперед теории+" Много в стране появилось за эти более чем 15 лет школ с продуманными медиацентрами. В основном, это грамотные директора принимают решение по их созданию и развитию. Сначала создают фонд на нетрадиционных для библиотек носителях, тем более, что и госпоставки были в школы (поскольку многие поставили комплекты в класс информатики, а не в библиотеку, куда бы следовало поставить, из-за чего не используется учителями-предметниками, да и просто утрачено). При условии дополнения и развития фонда школьной библиотеки за счет видео, аудио, пр. на компакт-дисках - возникает медиатека, которая предполагает уже и создание мест для работы с этим фондом, то есть речь уже идет о структурном подразделении. Постепенно такое подразделение начинает развиваться как в сторону пополнения фонда, освоения компьютерного каталога, так и в сторону необходимости поддержки учебного процесса. Как это сделать? - Внедрять компьютеры и возможности Интернет в деятельность библиотекаря с педагогами и учениками. Рассматривать ресурсы библиотечного фонда как необходимых комплекс для изменяющихся услуг. Что меняется у педагога и учащегося? - Традиционные методики сменяются на активные формы деятельности, с акцентом на самоподготовку и исследования. Что необходимо библиотекарю в этой ситуации? - Помогать... найти информацию, записать ее на носители, помочь осмыслить, проанализировать... То есть, библиотекарь все больше вовлекается в педагогический процесс. Уже речь идет не о разовых библиотечных уроках, а о систематической работе с участниками педпроцесса и компьютерными технологиями. Возникает необходимость расширения помещений для увеличивающихся видов деятельности (и штата!), что позволяет уже рассматривать библиотеку как медиацентр. Уточню, "библиотечный медиацентр". Но это уточнение помогает нам (исследователям, практикам) лишь договориться друг с другом об изменении отношения к библиотека как таковой. Терминология здесь вообще , как мне кажется, не при чем, хоть она и будорожит умы (так же как и сейчас, когда речь уже должна идти и уже идет о Библиотеке 2.0). Это понятный процесс - разобравшись с терминологией, мы прежде всего, поймем, что мы вкладываем в суть этого подразделения и его функционала. Именно поэтому в статье, которую я Вам направила, я привожу примеры с обсуждением новой терминологии "Библиотека 2.0", чтобы продемонстрировать естественность такого процесса, такой борьбы. Здесь нет победителей, здесь будут примиренные, понявшие, что же изменяется в Библиотеках вообще.

Конечно, этот процесс , происходящий в школах с библиотеками, был сложным - в 90-ые преодолевались не только психологические барьеры самих библиотекарей, в том числе. Но, прежде всего, барьеры, выстроенные информатиками (практиками в школах, и учеными в РАО). И Вы правы, что именно библиотекари - способны работать с информацией, предоставляя услуги! Не информатики, которые работают в рамках учебной программы по своему предмету! Не они ориентированы на услуги в школе! Сегодня на дворе - конец 2000х, в 2007 была, наконец, "информатиками" защищены диссертация по медиатекам ... Скорее всего, это слегка приоткроет шлюз для дальнейших разработок, что повлечет за собой книги, методики, пр., то, чего ждут школьным библиотекари (да и библиотекари вообще разных библиотек). Так вот, в 2000х школы стали создавать локальные сети, появилось бОльше компьютеров, чем классы информатики, все они объединяться стали в сеть, возникла потребность насыщать эту сеть (Интранет) ресурсами. Кто этим должен заниматься? - этот вопрос стали задавать себе и информатики, и директора, и библиотекари. Ответ однозначный - не секретарь школы (как пытались сделать в какой-то период времени), не информатик (он - предметник и должен учить детей!). Библиотекарь с новыми функциями, возможно, с новой з.п., скорее всего, не в единственном лице (в школmys[ библиотеках на Западе штат составляет до 7 человек).


> кто будет заниматься подготовкой будущих медиаспециалистов?

Давно должны бы заняться институты культуры! да специалистов-преподавателей, видимо, не наросло! Не вижу никого пока в Сети Интернет дистанционно обучающегося социальным сервисам, например. Хотя, м.б., просто не везде брожу... Ведь авторских блогов библиотечных много и проблемы обсуждаются там довольно живо! Хотя знаю опыт Самарского ун-та культуры, вроде, готовят новых специалистов.
Но все же главное в изменении школьного библиотекаря (да и библиотекаря вообще!) , на мой взгляд, сначала обучение на новом качественном уровне в институтах культуры и, прежде всего, умению учиться. А затем - постоянная поддержка и развитие самого себя в различных дистанционных тренингах и курсах. Сегодня дистанционно и бесплатно можно (пока идет проект, профинансированный Министерством образования) обучиться и библиотекарю владению социальными сервисами в той или иной мере (например, в Опенклассе <openklass.ru> или в СоцОбразе <http://wiki.iot.ru>. А сколько их там? А учатся ли вообще?! А хотят ли?! А какова мотивация?! и др.

>библиотекари народ трудноподьёмный на новшества, но если что-то поймут, то лучшего медиатекаря не найти!

Абсолютно с Вами согласна! Уверена, что будущее библиотек в любом понимании данного термина - медиатека, школьный библиотечный медиацентр, Библиотека 2.0 - в руках самих специалистов библиотечного дела!
Необходима государственная поддержка проекта развития школьных медиацентров в России (такой опыт был в Самарской области, принес отличные результаты!), подготовки школьных библиотекарей к освоению социальных сервисов, т.е. новейших информационных технологий!
Коллеги!
В Опенклассе (проект НФПК) библиотекарям школ можно пройти дистанционное обучение работе с социальными сервисами. Там же созданы и функционируют сетевые сообщества школьных библиотекарей: "БиблиоШок" <http://www.openclass.ru/communities/2408?page=0%2C0%2C0%2C0%2C0%2C0%2C0%2C1> и Сообщество школьных библиотекарей <http://www.openclass.ru/node/967>. В них можно поделиться своим опытом, размышлениями, проблемами с коллегами.

Сообщество "БиблиоШок":Одной из целей создания сообщества является попытка найти новые формы работы библиотек в условиях информатизации. Задачами сообщества являются:
* проектирование моделей внедрения ИКТ в деятельность библиотек
* продвижение чтения с помощью инструментов ИКТ
* пропаганда ИКТ доступными средствами среди библиотечного сообщества
Сообщество находится на стадии становления. Здесь можно найти более подробную информацию о целях и механизмах взаимодействия, а также добавлять предложения и пожелания по его совершенствованию.
БиблиоШОК - это библиотечная Школа Открытых Коммуникаций!
БиблиоШОК - это библиотечная Школа Отличного Качества!
БиблиоШОК - это библиотечная Школа Опыта и Креатива!

Сообщество школьных библиотекарей:
Методическое сопровождение деятельности школьных библиотекарей, совместное решение профессиональных проблем, обмен опытом, общение коллег.

Сообщество школьных библиотекарей Владимирской области
ИКТ-затронутые библиотекари довольно активно общаются еще в сетевом сообществе "Современная библиотека - центр информационной культуры" (http://it-n.ru/communities.aspx?cat_no=4206&tmpl=com) А что касается обучения школьных библиотекарей ИКТ-технологиям - дело довольно трудное... Знаю не понаслышке, сама веду эти темы на курсах повышения квалификации. Что делать, если подавляющее большинство школьных библиотекарей - люди за 40, уже давно получившие образование и тяжело воспринимающие новые технологии? Их приходится с нуля учить пользоваться электронной почтой, показывать на пальцах, уговаривать начать общение в сетевых сообществах, объяснять, что можно делать с помощью сайта школьной библиотеки. Учиться самим (дистанционно, заочно) многим трудно, курсы повышения квалификации краткосрочны и раз в несколько лет, не успевают за развитием новых технологий. Есть в области замечательный университет культуры с отличным факультетом, да ведь жалуются, что набрать студентов не могут. Откуда студенты, если библиотечных вакансий нет? Как же в наших рядах появится продвинутая и творческая молодежь? Честно сказать, каждый раз анализируя кадровый состав школьных библиотек, впадаю в уныныние... Одно радует, есть в нашей среде энтузиасты, которым возраст не помеха, а опыт только помогает. А когда и они уйдут?
Не могу не согласиться с Еленой Николаевной по поводу необходимости вовлечения школьного библиотекаря в учебный процесс. "Уже речь идет не о разовых библиотечных уроках, а о систематической работе с участниками педпроцесса и компьютерными технологиями". Речь должна идти именно о систематической работе, более того, школьный библиотекарь теоретически должен быть самым квалифицированным специалистом в школе по работе с информационными ресурсами.
И снова пришло письмо по электронной почте от Надежды Ивановны Егоровой:

Елена Николаевна, здравствуйте!
Спасибо за обстоятельный ответ. Конечно, я простой библиотекарь и мне не совсем иногда понятно, что делается на коллегиях в Министерстве. Но всё же надеюсь, что всё что ни делается, в конечном счете, найдет своё место в жизни. Вашу информацию распечатала, обязательно вникну. Спасибо и за сайты, может и подучусь как-нибудь, потому что тоже испытываю нехватку информационных знаний. Очень рада, что стал издаваться журнал «Медиатека и мир», в нём тоже много интересного. Правда ещё остался вопрос, как называлась тема диссертации информатика?
Ещё раз спасибо за ответы.

…Спешу сообщить, что уже ночь, а я всё сижу в библиотечных блогах. Спасибо, что направили. Такая неграмотность во мне, что даже стыдно перед вами... а я и не знала, что есть форумы и блоги библиотекарей. Что же, буду продолжать осваиваться.
Н.И.
Оксане:
Спасибо за интересную ссылку. Действительно, библиотекари общаются в Интернете, развивают свое сетевое сообщество и по очень интересным темам:
Платные услуги в школьной библиотеке
Какие книги читают наши школьники...
Библиотека сегодня - какая она?
Взгляд на чтение... извне
Использование медиаресурсов библиотек
Информационная поддержка педагогов

Обсуждают Электронную модель дневника школьной библиотеки, и темы "Структура книги", "MARK - это просто!"

В основное, заметила, что беседы весьма пессиместичны...
Елена, с Ваши работами знакома давно, многие Ваши взгляды разделяю и согласна, что движение к Библиотеке 2.0 - это здорово! Есть ряд вопросов:
1. Что делать с авторским правом, которое перекрыло многие возможности работы с медиаресурсами (оцифровывать нельзя, работать в библиотеке с электронными ресурсами можно только при условии невозможности копировать информацию - а нашим пользователям это надо?)?
2. Насколько реально выполнение одним библиотекарем (а иногда библиотекарем на полставки) того объема работы, который подразумевает традиционное библиотечное обслуживание + медиаобслуживаение + ведение СПА, соответствующего требования времени + использование сервисов Веб 2.0? Каков выход из этой ситуации?
3. Как Вы видите работу с руководителями образовательных учреждений, ведь для таких кардинальных изменений должна быть активная поддержка сверху?
А по поводу пессимизма, школьный библиотекарь (в отличае от библиотек Министерства культуры) "один в поле воин". Тяжело работать там, где в силу разности профессий руководители и большинство коллектива не понимают специфики работы и не могут оценить труд библиотекаря по заслугам (речь здесь даже не о зарплате). Психологически люди очень устают.
Страницы: 1 2 3 4 5 ... 16 След.
Читают тему (гостей: 1, пользователей: 0, из них скрытых: 0)

© 2007 «Русская Школьная Библиотечная Ассоциация»
Все права защищены